Некогда жил в Спарте прекрасный юноша по имени Гиацинт – красота его была ярче солнца, ослепительнее лиц бессмертных богов. С ранних лет Гиацинт, который одновременно являлся и сыном местного царя, обладал дружбой и покровительством бога солнца и искусства Аполлона и бога южного ветра Зефира. Друзья проводили дни в охоте, спортивных состязаниях и играх – незаметно текли часы, слагаясь в дни, месяцы и годы, но не меркла, а лишь разгоралась прелесть Гиацинта. И вот однажды затеяли они состязание в метании диска – излюбленной греческой забаве тех времен. Аполлон никак не мог выиграть у принца Спарты – тот метал снаряд слишком далеко для обычного человека. Тогда златокудрый бог метнул диск выше облаков, чтобы наверняка победить, и вложил в удар все свои силы. Зефир же, втайне желавший победы Гиацинту, подул, чтоб диск Аполлона сбился с пути, но не рассчитал, и снаряд попал в лицо юного красавца, убив его на месте. Аполлон был безутешен, и чтоб оставить на Земле какую-то память о своем любимце, он превратил вытекающие из раны капли крови в прекрасные цветы…
Из досье:
Гиацинт - прозрачная, марганецсодержащая ювелирная разновидность циркона. Твердость 7,5 по шкале Мооса, плотность … г/см3, блеск стеклянный, алмазный.
Другие название: иакинф, якинт, жаргон, Гиацинтовый топаз, перадоль.
Вы спросите: но причем же тут самоцветы? Да при том, что герой этой статьи был назван именно по наименованию цветка, от греческого hyakinthos – Гиацинт. Самое любопытное, что традиционные цвета Гиацинта-растения – синий, голубой и фиолетовый; наиболее распространенная окраска Гиацинта-камня – бурая, оранжевая, красная и розовая. Голубые же цирконы-Гиацинты хоть и встречаются в природе, но чрезвычайно редки, и обычно этот цвет получают прокаливанием бурых Гиацинтов. В чем секрет? В непонятно откуда взявшейся ошибке античных авторов, считавших, что «Гиацинты» сходны по окраске: так, Плиний называет его светло-фиолетовым. Ясно, что за Гиацинт принимали совершенно другой самоцвет, возможно, сапфир, кварц или топаз, а потом заблуждение выяснилось, однако изысканное название не пропало даром – им стали обозначать красные цирконы, возможно, за сходство с цветом свернувшейся крови...
Популярность Гиацинта во все века была огромна, если принять во внимание, что самоцвет этот не входил и не входит в число самых дорогих и редких камней вроде рубина или сапфира. В IV веке нашей эры Епифаний, переписывая древний список камней нагрудника первосвященника из Ветхого Завета, заметил отсутствие в нем Гиацинта – решив, что столь выдающийся минерал достоин упоминания, он попросту… заменил Гиацинтом один из камней, лигурий: отсюда пошло еще одно заблуждение, что то был синоним Гиацинта. Тот же Епифаний приписывал Гиацинту чудодейственные свойства: мол, камни эти не горят в огне, гасят пламя, будучи в него брошены, и придают материи, в которую их завернули, огнеупорные свойства! В Европе Гиацинт был признанным «лекарством» от слепоты – например, настоятельница британского монастыря Гильдегарда в XII веке писала, что Гиацинт надо нагреть на солнце, смочить слюной и приложить к глазам, дабы он снял отек, излечил катаракту и нарушения зрения. Чтоб вернуть рассудок тому, кто сошел с ума от действия злого колдовства или причуд призраков, рекомендовала она провести Гиацинтом по свежевыпеченному пшеничному хлебу и дать его съесть больному; сердечникам следовало перекрестить область груди, держа в правой руке Гиацинт. Рассказывали об этом камне и другие странные истории: например, говорили, что ношение украшения с Гиацинтом предохраняет от попадания молний, а в случае поражения гарантирует, что пострадавший выживет. Признавали за Гиацинтом славу «самоцветного снотворного» – крупные экземпляры хорошего качества нагоняли сон на своих владельцев. В Средневековье в аптеке можно было купить «Гиацинтовую смесь» – состав из нескольких десятков компонентов, куда входили растения, истолченные минералы и продукты животного происхождения; основным ингредиентом, конечно, был Гиацинт. Таким эликсиром лечили в XVI веке папу Климента VII – за две недели на драгоценные камни, принимаемые внутрь, потратили 40 тысяч золотых монет.
Разумеется, Гиацинт использовали и в светской жизни – начиная с эпохи Возрождения и вплоть до XVIII века они были в большой моде, носились в золотой оправе наравне с бриллиантами, изумрудами, хризолитами и топазами. В одной из комедий Лопе де Веги герой произносит: «Трать мое богатство на Гиацинты, жемчуг, кораллы и золото»; это ясно показывает, как велик был статус красно-оранжевого циркона! Иногда ловкачи выжигали Гиацинты до прозрачного состояния и продавали вместо бриллиантов – благо блеск у них очень схож по своей радужной переливчатости. В России Гиацинты были в почете и у людей состоятельных, и среди простого крестьянства – нитки «бечеты», как называли низкокачественные Гиацинты, носила каждая девушка. Сегодня натуральные Гиацинты – большая редкость; они по-прежнему используются для вставок в кольца и перстни, серьги, колье и браслеты, и лучше всего смотрятся на фоне желтого металла.
Как лекарь Гиацинт сохраняет организм в тонусе и продлевает молодость, дает своему хозяину свежие силы, улучшает сон, прогоняет кошмары и галлюцинации. Он врачует болезни костного мозга, селезенки, сердца, кровеносной системы. Гиацинт хорошо носить в моменты стресса и перенапряжения, при меланхолии, унынии, депрессии. Женщинам Гиацинт помогает избежать зачатия, останавливает рост волос на скрытых частях тела – а вот беременным лучше не соприкасаться с Гиацинтом, так как он может спровоцировать выкидыш. Считается, что Гиацинт способен вылечить раны и гнойники, улучшить аппетит, сбалансировать процесс пищеварения.
Гиацинт издревле был талисманом купцов и предпринимателей – он способствует удачной торговле, увеличивает богатство, делает человека предусмотрительным и прозорливым, учит распознавать ложь. Творческим личностям, особенно артистам и актерам, Гиацинт тоже пригодится – он открывает в своем владельце новые грани таланта и являет их окружающим, приносит признание и славу. Если же вы – обычный человек, то Гиацинт сделает вас интересным, вы обнаружите в себе неизведанные креативные способности. Полезен Гиацинт для путешественников – он оберегает от травм, заразных болезней, ударов молнии, обмана, облегчает дорогу, гарантирует, что в любой гостинице вас примут с распростертыми объятиями. По нему можно даже предсказывать изменения погоды: перед дождем и ненастьем он теряет блеск и тускнеет.
Вообще этот камень следует надевать в моменты тяжелой душевной драмы, переживая разрыв или неудачу – тогда он поможет вам собраться с духом, смягчит горе и скорбь, подарит счастье, преобразует окружающую действительность выгодным для вас образом. Однако в светлые периоды жизни Гиацинт наоборот плохой помощник – например, он может оттолкнуть поклонников от находящейся «в поиске» женщины, сделать непопулярным среди противоположного пола холостого мужчину. Как только Гиацинт «сделал свое дело», то есть вернул вас из тьмы и печали к свету и надежде, его надо убрать подальше, чтоб в нужное время он вновь проявил себя. А астрологически Гиацинт более всего подходит Львам, Водолеям, Стрельцам, хотя непостоянно носить его можно и прочим знакам Зодиака.
Как бы то ни было, хитросплетение понятий, связавшее нежное растение и прозрачный кристалл, остается неразгаданным, что не мешает Гиацинтовым вставкам радовать модниц всего мира. Впрочем, если задуматься, к старинной легенде гораздо лучше подошел бы именно Гиацинт-камень: ведь его красноватые, немного мрачные тона действительно напоминают следы пролившейся крови, не свежей, но застывшей от времени. Да камень и лучше подходит для той цели, что преследовал бог Аполлон: что, как не вечный самоцвет, способно стать бессмертным напоминанием, навсегда запечатлев для потомков имя прекрасного Гиацинта? Как бы ни был красив цветок, он вянет в считанные дни – а камень переживает эпохи и империи. К тому же не раз и не два в истории человечества драгоценности обагрялись кровью невинных, а жизнь ценилась меньше, чем алмаз или рубин. Однако порой понимаешь: великолепие самоцвета настолько сильно, что за него можно убить – и как бы не было это кощунственно, но если ради появления на свет Гиацинта в жертву должен был быть принесен спартанский принц, то глядя на сверкающий изящно ограненный камень в своем кольце, мы можем лишь воскликнуть: да, оно того стоило. |