Представьте себе затянутую рассветной дымкой горную тропу, по которой бредут, выдыхая в морозный воздух облачка пара, рослые, загорелые носильщики. Сюда шли они много дней и ночей, сквозь ночной холод и дневную жару; кто-то погиб под лавиной, кто-то сорвался в бездонную пропасть, а кто-то просто не выдержал тягот пути. И лишь остатки некогда огромного каравана добрались сюда, на снежный Памир, из родной теплой Месопотамии. Что же побудило царей Шумера послать на верную, казалось, гибель столько крепких слуг, что могли бы еще пригодиться в бою? Ответ кроется в огромных свертках, покоящихся сейчас на спинах измученных людей – вот края ткани, в которую бережно обернули таинственный груз, случайно откинулись, и засверкал под восходящим жестоким солнцем ярко-синий камень, готовый поспорить по густоте и силе цвета с холодными небесами, которые кажутся высоко в горах такими близкими…
Из досье:
лазурит – алюмосиликат натрия и кальция, минерал из группы содалита. Твердость 5-6 по шкале Мооса, плотность 2,3-2,9 г/см3, непрозрачен, блеск шелковистый, стеклянный, сильная белая флюоресценция. Другое название – ляпис-лазурь, лазурик, бухарский камень, армянский камень.
Увы, в древних великих империях любовь к прекрасному сочеталась с жестокостью, а драгоценные камни ценили гораздо выше, чем человеческие жизни. Наши далекие предки отдавали самоцветам предпочтение, потому что те способны пережить не одно поколение людей – так и случилось с лазуритом, который был поистине любимейшим камнем Египта, Шумера, Аккада, Персии и многих других величайших государств, ныне канувших в Лету. Благодаря познаниям археологов мы знаем, что особенно любили лазурит в Египте, где его называли «сыном неба» и посвящали фараону как наместнику бога Солнца Ра на Земле. Синий камень стал мерой ценности, им покрывали статуи властителей и богов, а браслеты, ожерелья и кольца из оправленного в золото лазурита постоянно находят в египетских гробницах. Масштабы поклонения лазуриту нам узнать не дано, потому что много веков расхитители гробниц искали именно изделия из этого минерала, в особенности – геммы с изображением жука-скарабея, потому что верили, что подобный скарабей принесет даже вору счастье и долголетие; добавим, что извлекали лазуритовых жуков из самого сердца умерших, куда их вкладывали перед погребением…
Вот и шумеры, жившие неподалеку, не уступали египтянам в любви к лазуриту – а может, и превосходили их, потому что лазурит был символом их верховного божества неба Инанны, в честь которой хотели в Месопотамии даже воздвигнуть храм целиком из синего камня; храм до наших времен не дожил, но достоверно известно, что царские регалии, украшения, одежда, прически, предметы домашнего обихода и сами стены дворцов были буквально усыпаны лазуритом, за которым приходилось отправлять экспедиции на далекий Памир – ведь в самом Шумере месторождений лазурита, который рождается лишь высоко в горах, никогда не было… А для менее самоотверженных королевств существовали бадахшанские копи, которые уже за 7000 лет до н.э. снабжали древний мир столь желанным самоцветом, из которого, по мнению некоторых исследователей, даже были сделаны Моисеевы скрижали с десятью заповедями. Простой человек не имел права даже приблизиться к рудникам – это каралось смертью, за порядком следили надсмотрщики, а самих добытчиков приковывали к стенам шахт, чтоб те не имели возможности украсть кусочек священного в Бадахшане лазурита, которым имел право владеть только эмир.
Впрочем, бадахшанское месторождение хоть и были всегда наиболее известным и высококачественным, но отнюдь не единственным. Помимо памирских копей, лазурит добывался и в Китае, где синие шарики на головных уборах мандаринов были знаком власти, и в Южной Америке, где украшения из золота, серебра и лазурита активно использовались в культуре индейских цивилизаций. Любили лазурит и в античных Греции и Риме, где из него вырезали геммы, статуэтки, мелкие бытовые предметы, и даже изготавливали, растерев в порошок, ярко-синюю краску.
В эпоху Возрождения лазурит триумфально вернул себе былую популярность – теперь из него начали делать крупные интерьерные изделия: гарнитуры, вазы, столешницы, подставки для скульптуры можно было увидеть по всей Европе. Особенно красивы были мозаичные панно с использованием лазурита – синий камень использовался практически в каждом изделии свежеизобретенной флорентийской мозаики. До России лазурит «добрался» в полной мере лишь в XVIII веке, причем по большей части происходил по традиции из Бадахшана. Огромные вазы, чаши, торшеры, выполненные в технике русской мозаики, столешницы по-прежнему служат украшением Эрмитажа и других российских дворцов-музеев; а величайшим лазуритовым произведением стали две лазуритовые колонны высотой пять метров, установленные в Исаакиевском соборе. Кроме того, из лазурита делали настольные наборы, табакерки, пепельницы, шкатулки, подсвечники и многие другие предметы обихода состоятельных жителей России. Часто использовал лазурит и Фаберже – чрезвычайно изящно смотрится он в качестве лепестков знаменитых «каменных цветков» – самоцветных незабудок и васильков, кажущихся зрителю настоящими; присутствует «лазурик» и в некоторых из «пасхальных яиц».
Медицинское употребление лазурита началось очень давно – еще в Древнем Египте из порошка этого камня изготавливали лекарства для выведения из организма ядов, а в Средневековье в ходу были таблетки из растертого лазурита, которые прописывали от глазных болезней. Безусловно, глотать лазуритовую крошку не стоит, однако просто регулярное созерцание его глубокой, успокаивающей синевы действительно благотворно повлияет на состояние зрения. При повышенном давлении, бессоннице, стрессе, астме рекомендуются бусы из лазурита, а приколотый к животу беременной женщины в виде броши или положенный в карман кусочек камня будет охранять ее от преждевременных родов и облегчать приступы токсикоза. В целом лазурит благоприятно воздействует на состояние крови, а также на обмен веществ в костных тканях – поэтому его используют при ревматизме, радикулите, суставных болях. Как и его «младший брат» содалит, лазурит чрезвычайно полезен для страдающих от болезней щитовидной железы и лимфатической системы. Браслет или кольцо с лазуритом улучшает кровообращение и помогает при заболеваниях мочеполовой системы. Массаж с лазуритом в литотерапии используют для лечения эпилепсии.
Энергетически лазурит служит настоящим духовным проводником для своего владельца, учит его милосердию и сочувствию, делает мудрым и справедливым, развивает разум и душу. Это талисман философов, ученых, судей, а также занимающихся благотворительной деятельностью. Врачам, особенно психологам и психотерапевтам, лазурит также полезен – он помогает почувствовать чужую боль. Кроме того, лазурит «очищает» хозяина от накопившегося за время жизни негатива, обид, дурных мыслей. При этом лазурит отнюдь не превращает человека в бессребреника, и ничто человеческое ему не чуждо – сделав этот камень своим помощником, вы постепенно почувствуете, как ваше существование становится светлее и благополучнее, ведь помимо мудрости лазурит притягивает еще и взаимную любовь и материальное благополучие. В семейной жизни лазурит возрождает угасшие чувства, создавая новый виток отношений, и охраняет пару от вмешательства посторонних. Будучи посвящен Юпитеру, лазурит, как и другие синие камни, является амулетом властьпридержащих, он делает своего владельца значительным человеком, способным проникнуть в суть вещей. Бизнесменам, начинающим новое дело, лазурит даст неограниченный запас энергии, поможет быстро, но грамотно реагировать и принимать верные решения, поспособствует появлению интересных идей. Астрологически лазурит подходит всем, а более всего Тельцам, Весам, Стрельцам и Козерогам.
лазурит в наше время давно перешел в разряд дорогих, но достаточно привычных самоцветных камней, и немногие, покупая лазуритовую статуэтку или колечко, задумываются, какую роль в истории человечества на самом деле сыграл этот синий камень, цветом похожий на безоблачное небо далекой жаркой страны. А возможно, задуматься стоит – ведь именно лазурит, который жил и в сияющих золотом дворцах фараонов, и в простых городских квартирах, учит нас тому, что все в мире относительно, и в конечном итоге короли и простолюдины сравниваются перед лицом вечности. От месопотамского храма к колоннам Исакия лазурит пришел будто бы за один миг, и какое бы божество не улыбалось нам с небес – мы заменили скарабея крестом, но по-прежнему вглядываемся в лазурит с благоговением, видя в его синих глубинах кусочек неба, частицу божественной милости. |