Среди многочисленных привлекательных качеств драгоценного камня, определяющих в конечном итоге его стоимость и статус, лишь ювелир или минералог будет говорить о степенях спайности, плотности или удельного веса, оценивать излом и легкость обработки. Мы же, не столь сведущие в геммологии и прочих сложных науках, самоцветы встречаем «по одежке» – лишь внешний вид камня и красота его расцветки будут решающими, и здесь чем богаче и интереснее «лицо» минерала, тем больше у него шансов быть купленным как можно скорее, ведь основная его «задача» – служить предметом любования. Увы, нельзя скупить все и сразу – поэтому в ювелирном магазине глаза порой разбегаются от разнообразия оттенков: алый рубин, васильковый сапфир, ярко-зеленый хризолит, бело-розовый жемчуг, фиалковый аметист, огненный сердолик, золотистый гелиодор, бархатно-черный гагат, вишневый гранат… И покупатели замирают, стараясь окинуть одним взглядом многочисленные витрины и решить наконец: а пойдет ли эта вещь к коричневому костюму или белому платью, удачно ли подчеркнет цвет глаз? Однако многие решают эту сложнейшую проблему по-другому, попросту выбирая некий самоцвет, про который говорят, что он будто бы вмещает в себя все прочие, оборачиваясь то нежно-голубым аквамарином, то жемчужным перламутром, то малиновым турмалином…
Из досье: опал - аморфная разновидность кварца с переменным содержанием воды (6-10%). Твердость 6,0-6,5 по шкале Мооса, плотность 1,9-2,5 г/см3, хрупок, блеск жирный.
Другие названия минерала и его разновидностей: око мира, гидрофан, опал-муттер, арлекин, видрит, гиалит, жемчужный опал, кахолонг, мюллерово стекло, джирасоль, цеазит, огненный камень.
Уникальная окраска опала, на поверхности которого непрерывно играют, то вспыхивая, то исчезая, разноцветные блики всех цветов радуги, объясняется его необычной структурой: в составе этого камня много воды, и по сути это своеобразный гель, внутри которого перемещаются мельчайшие шарики – частицы породы. Именно это постоянное движение и дарит глазу цветистые переливы, происходящие в данном случае в буквальном смысле этого слова внутри камня. Всего видов опала более 130, причем опалесценцией – специфической бриллиантовой игрой света – и радужной иризацией в полной мере отличаются лишь некоторые из них, называемые «благородными опалами». Наиболее доступен из них белый опал молочного цвета с расплывчатой опалесценцией; кроме того, бывают опалы с черным основным «фоном», на котором разворачивается яркая феерия фиолетовых, красных, синих и зеленых проблесков, арлекины, чей первичный цвет оранжево-огненный с мозаичными включениями желтых, голубых и изумрудных вспышек, а также джирасоль – полупрозрачный перламутрово-белый камень с розовыми, небесными и золотыми бликами, и царский опал с густой смесью оттенков, основанных на зеленой и красной гамме. Интересны также лехос-опалы цвета морской волны, пламенные опалы, почти прозрачные, гиацинтово-оранжевые, вишневые и голубые непрозрачные опалы. Благородными опалами семейство этих минералов не ограничивается: довольно известен гиалит, прозрачный как стекло и переливающийся как жемчуг, желтоватый восковой опал, молочный опал пастельных оттенков, непрозрачный медово-белый кахолонг. Гидрофан, на треть состоящий из влаги, при погружении в воду становится прозрачным как стекло, в обычном же состоянии бел и порист; его дургое названия – «око мира», и считается, что в гидрофаны превращаются благородные опалы, состарившиеся от времени. Надо отметить, что опалы – действительно достаточно хрупкие камни, которые нередко попросту «высыхают» и теряют свою красоту – но ее можно попытаться вернуть, подержав минерал в воде несколько дней. Впрочем, если обращаться с опалом бережно, не допуская длительного его нахождения под яркими солнечными лучами, перегрева или контакта с косметикой, грязной водой или химически окрашенными жидкостями, то брошь, перстень или серьги из опалов, которые, чтоб выявить полнее разноцветную иризацию, обрабатывают обычно в виде кабошонов, верой и правдой прослужат долгие годы, как служили они многим сильным мира сего.
А любовь к опалам пришла из древности – само название восходит к санкритскому слову «upala», что значит «драгоценный камень». Плиний называл его «пайдорос» – любовь отрока, и писал о нем так: «Некоторые из его сияющих тонов спорят с палитрой художников, другие – с пламенем горящей серы или с огнем, в который подлито масло». Известна история о перстне римского сенатора Нонния, в который был вставлен благородный опал стоимостью в нынешнем денежном исчислении около 100 тысяч долларов – Марк Антоний, правитель Вечного Города, вознамерился под прикрытием проскрипции, конфискации имущества у неугодных граждан, отнять у сенатора вожделенный опал. Ноннию предоставили выбор – расстаться с камнем размером с лесной орех или же со всем своим богатством; и он, как ни странно, предпочел хулу, бедность и изгнание потере любимой драгоценности, которая в Древнем Риме являлась символом надежды.
Великолепный опал под названием «орфанус» – «сирота» – сиял в короне императора Священной Римской империи Константина, который во всеуслышание заявлял о чудодейственных качествах камня, его способности оберегать власть, честь и жизнь владельца, светиться в темноте и делать своего хозяина при необходимости невидимым. В результате опал сделался популярен у представителей темных закоулков – воров и разбойников, а аристократия резко опалы разлюбила. Тому поспособствовало и то, что согласно скандинавским мифам опал был выкован кузнецом богов из… глаз маленьких детей. Таким образом, в раннем Средневековье опал стал символом колдовства, Оком зла, непременным атрибутом из арсенала ведьмы или алхимика, входящем в состав мрачных и таинственных зелий.
Позже, однако, опалы вновь входят в моду – распространяется поверье, что якобы опаловые украшения подпитывают красоту светлых волос, и европейские блондинки XVI века начинают носить опаловые ожерелья. Популярность возвращается к камню постепенно – но его по-прежнему любят царские особы, например, итальянцы Медичи или француженка Жозефина Бонапарт, обладавшая опалом «Горящая Троя» весом в 600 г. опалы обожала русская императрица Александра Федоровна, постоянно носила опаловые украшения королева Британии Виктория после открытия в конце XIX века богатейших месторождений в Австралии. Сегодня более 90% добычи опалов приходится на эту страну, и опалы часто используют в качестве вставок в различные украшения – например, последние несколько лет многие ювелирные Дома, такие как Cartier, de Grisogono, Carrera y Carrera, выпускают кольца и серьги с модными нынче молочно-розовыми опалами или белыми кахолонгами.
Надо отметить, что природные бездефектные опалы – огромная редкость, чья стоимость бывает астрономической. Поэтому многие камни облагораживают перед продажей, дабы усовершенствовать их внешние качества. Например, для увеличения стойкости и прочности опал пропитывают бесцветным маслом, воском или смолой. Нередко можно встретить в продаже и выращенные опалы, стоимость которых раз в десять ниже аналогичных найденных в природе – и пугаться не стоит, ведь такие камни получены в результате имитации в лаборатории природных условий рождения опала из тех же самых натуральных частиц. «Снаружи» облагороженные и выращенные опалы ничем не отличаются от «естественных», а по цене доступны и среднему покупателю.
Энергетически опал заключает в себе семь красок спектра и, таким образом, очень силен как лекарь. Он улучшает состояние всех внутренних органов без исключения, защищает от инфекций, головной и зубной боли. Особенно хорошо опал выводит из организма любые шлаки, при этом очищая кровеносную систему, врачуя почки, желудок и кишечник. При ослабленном, посттравматическом состоянии, в послеоперационный период опал незаменим – он быстро реанимирует тело, способствует регенерации клеток. Сердечные болезни тоже подвластны опалу, как и нестабильное давление, бессонница, импотенция. Беременным опал рекомендуют для обеспечения быстрых и безболезненных родов. В то же время если девушка в данное время не хочет заводить потомство, то опал будет препятствовать зачатию и сдерживать рост волос на скрытых участках тела, таким образом способствуя повышению привлекательности. Влияние опала распространяется на гипофиз и эпифиз, а значит на мозговую деятельность, рост, баланс половой и интеллектуальной активности. Тем, чья работа связана с напряжением глаз, опал тоже полезен, так как с древности считается что он улучшает зрение.
Маги советуют надевать украшение с опалом только в удачные и светлые периоды жизни – он быстро собирает в себя и концентрирует эмоции. По той же причине как талисман опал подходит лишь уверенным в себе и оптимистичным людям, слабым и безвольным он принесет вред, многократно усиливая их собственные недостатки. Не любит опал и излишне корыстных и эгоистичных – всем прочим он дарит успех и победу в любом деле, ведь фактически он содержит в себе качества самых разных камней и может послужить в любом предприятии. Например, опал защищает своего хозяина от неблагоприятных воздействий, магии, козней врагов. Творческих людей, находящих в жизни место для креатива и выдумки, опал мягко ведет по жизни, ограждая от неприятностей, развивая в них духовное начало и талант – при этом такой человек может быть и простым служащим, подходящим к работе «с огоньком». Огненный опал – денежный амулет, полезный бизнесмену; его либо носят на себе, либо раскладывают внутри офиса или магазина для привлечения клиентов. Хорошо носить опал врачам и целителям – их он направит по верному пути, поможет установить диагноз и привести организм пациента в порядок. Влюбленным опал приносит взаимность и личное счастье.
Кстати, не стоит носить опал на одном и том же пальце – кольцо будет лучше «работать», если вы в течение дня будете постоянно перемещать его с одной руки на другую. Оправлять его надо в серебро. Астрологически опал подойдет всем, больше всего – Ракам, Рыбам, Скорпионам; огненный опал годится для Стрельцов, кахолонг – для Раков, Весов, Рыб и Тельцов.
опал – камень парадоксальный, словно сотканный из контрастов: от царской короны до воровского амулета, от полного забвения к баснословной дороговизне. Пожалуй, ни у одного самоцвета более не было настолько странной, хитро сплетенной судьбы – и любовь, и страх перед опалом объяснялись его необычной, ни на что не похожей красотой. И если об иных драгоценностях слагают легенды, рассказывающие о том как они рождались из застывших капель утренней росы или слез богинь, то в опале легенда обернулась явью: он действительно является той самой навсегда замершей слезинкой дождя, удержавшей отражение радуги. И странно, и волшебно обладать такой вещью, вечно меняющейся, непостоянной, освещающей серые будни миллиардами цветных искорок – а вы держали когда-нибудь в руке радугу?.. |