Камнерезные техники
Чем человек отличается от животного? Есть среди млекопитающих, рептилий и пернатых те, кто строит себе жилища, обладает развитым социумом, обширным интеллектом; а уж по качествам физическим многие животные дадут нам фору на сто очков вперед. И если спросить себя, что помогло маленькому, голому и беззащитному двуногому существу выжить много тысяч лет назад, то правильный ответ будет, наверное, таков – человек не только старается изменить мир вокруг себя, но и остро чувствует и понимает прекрасное. Именно эти два качества привели нас от завешенных мехами пещер к ультрасовременным мегаполисам – но что-то осталось прежним, а именно – стремление к вечной, неумирающей красоте. И первыми здесь можно назвать конечно драгоценные камни и самоцветы – удивительные создания Природы, сопровождавшие нас с начала времен; жемчужина, которую достали из морской пучины, сростки аметистовых кристаллов, отколотые со стены пещеры, кусок янтарной смолы, найденный в песке, алмазный кристалл, выкопанный из толщи породы – бесконечное разнообразие видов, цветов, узоров, форм, порой словно созданных рукой неземного мастера. Но если раньше человеку было доступно лишь наслаждение от созерцания естественной красоты самоцветов, то с ходом прогресса мы научились все более искусно обрабатывать эту разменную монету вечности, которая остается памятником всем давно погибшим империям древности.
Скорее всего, первыми украшениями были ожерелья из жемчужин – ведь инструментов для тонкой камнерезной работы у древних людей попросту не было. Как ни странно, ожерелья и бусы – древнейшие изделия из камня, которые носят и сегодня, с той разницей, что отверстия сверлят на специальном станке.
С появлением металлических инструментов человек принялся за обработку минералов, таких как янтарь, селенит, малахит, горный хрусталь и яшма; самыми первыми известными камнерезными изделиями принято считать цилиндры из халцедона и агата из древнего Вавилона, Ассирии и Шумера – на них древние мастера вырезали религиозные знаки и символы. Начали изготавливать и сосуды и статуэтки, которые вырезали из цельных крупных самоцветов – на обработку одной статуи могли уйти годы, ведь камнерезы могли пользоваться лишь неудобными громоздкими резцами; тем удивительнее те памятники ювелирного искусства в виде древнеримских и древнегреческих украшений и деталей интерьера, что дошли до наших дней.
Особенно популярна была в древнем мире глиптика – искусство резьбы по камню, когда на поверхности плоского округлого камня вырезают углубленное (инталия) или выпуклое изображение (камея). Геммы (резные камни) делали из халцедонов, сердолика, аметиста, мрамора и даже изумруда; сегодня, как и много ранее, это изысканные украшения, служащие дополнением к парадному наряду.
Огранки как таковой в старину не существовало – заметно, что камни в окладах старорусских икон сплошь кажутся неровными и ассиметричными, с округлыми переходами граней; дело в том, что до изобретения резца, покрытого алмазной крошкой, единственным способом обработки было постепенно откалывание кусочка за кусочком для подчеркивания природных граней камня; ровными грани было сделать очень сложно, поэтому мастера предпочитали кабошон – способ, когда сзади камень плоский или с чуть вогнутой поверхностью, а с лицевой стороны выпуклый, словно капля воды. Сегодня кабошоном гранят только самоцветы с эффектом переливчатости – глазковые кварцы, опалы, лунный камень.
В 16-м веке происходит прорыв – изобретают алмазный напильник, и прозрачные драгоценные камни – топаз, аметист, гранат, изумруд, аквамарин, рубин, сапфир, алмаз – начинают гранить на множество сверкающих фасет, так что они превращаются в сгустки живого света. Количество видов фасетной огранки безгранично – поэтически красивые названия, такие как бриллиантовая роза, бриолет, таблица, крестовая, голландская, цейлонская и т.п. – различаются в основном лишь количеством ступенчато идущих граней (фасет) прямоугольной, трапециевидной или ромбовидной формы, причем самая верхняя грань обычно плоская и наиболее крупная, книзу же камень утончается. Сегодня обработка вставок для украшений подчас практически не отличается от старины – лишь с той разницей, что мастер работает не только руками и резцом, но и с помощью специального миниатюрного станка; однако на самотек обработку небольших камней пускать нельзя, поэтому автоматизированным весь процесс не является.
Однако не все вставки в украшения обработаны резцом – если камень мало распространен, и добыть можно лишь массу крошечных его песчинок, заключенных в толще пустой породы, то для создания из всего этого красивого изделия применяется метод прессования. Это – обычная практика, когда речь идет об украшениях из бирюзы, малахита, янтаря. Прессование происходит в специальном агрегате – мелкие кусочки камня под воздействием высокой температуры размягчаются, а потом сливаются в единое целое.
Дополнительная обработка самоцветов для придания им стойкости, долговечности и более красивой игры цвета заключается в пропитке их всевозможными маслами, защитными составами, небольшом нагревании, которое меняет цвет некоторых экземпляров. В древности же использовались совсем экзотические способы: цитрины запекали в печи в каравае свежего хлеба, янтарь кипятили в молоке и растительном масле, бирюзу вымачивали в бочках с водой.
алмазный напильник или алмазный диск используется и для изготовления авторской скульптуры, небольших ваз, сосудов, подсвечников, пепельниц и других артефактов, которые вытачиваются из цельных кусков породы, а после отдельные части при необходимости склеиваются специальным составом, так что шов незаметен невооруженным глазом. Самая главная задача камнереза – правильно выбрать кристалл, и обработать его так, чтобы наиболее выигрышные естественные узоры были на виду. После того, как «болванка» готова, наступает самый ответственный момент – фигурка шлифуется специальными шлифовальными пастами, чтоб на поверхности не осталось заусенцев или трещин, переходы были плавными, а резным деталям придается тонкость и глубина, и наконец полируется войлочным кругом или твердым полировальным инструментом.
Если используется достаточно распространенный камень, например, мрамор, порфир, доломит, яшма, кальцит, гранит и пр., из которого создаются крупные детали интерьера, вроде каминов, балясин, портиков, подоконников или столешниц, то обработка происходит механическим способом. Блоки камня на заводе сначала распиливают на бруски, а потом помещают на конвейерные шлифовально-полировальные агрегаты, выполняющие одновременно операции обрезки по размеру, шлифования и полирования.
Не все объемные произведения камнерезного искусства, однако, созданы из больших каменных глыб – дело в том, что некоторые камни, такие как малахит, достаточно редки и практически не встречаются в виде крупных образований. Поэтому еще в 18-м веке русские мастера придумали гениальную технику русской мозаики, при которой тонкие пластинки камня плотно подгоняются друг к другу с соблюдением естественного узора, а затем сажаются на клей на основу из порфира или доломита; в итоге поверхность смотрится цельным куском породы. Именно эта техника применялась для создания таких шедевров монументального камнерезного зодчества, как малахитовый зал в Эрмитаже или агатовые комнаты в Петергофе.
Если русская мозаика призвана сымитировать ровную поверхность камня, то мозаика флорентийская, наоборот, придумана, чтобы на темном фоне расцвели неземные цветы и запорхали райские птицы. Эта техника, появившаяся в Италии эпохи Возрождения, подразумевает врезку в основу из мрамора или порфира многочисленных кусочков твердого камня, складывающихся в красочную картинку, где с помощью переливов самоцветных оттенков переданы перепады цветов с точностью, равной изяществу кисти художника. Единственный недостаток произведений из флорентийской мозаики – чрезвычайно высокая цена, ведь каждое изделие эксклюзивно; однако существуют и более недорогие заменители, например римская мозаика, когда из кусочков разноцветных мраморов и халцедонов создают геометрические композиции-узоры, или насыпная, когда на основу «насыпают» сверху и приклеивают каменную крошку, образующую детали картины.
Методов камнеобработки множество, и нет сомнений, что постоянно находящиеся в творческом поиске мастера-камнерезы не сегодня-завтра придумают что-нибудь новенькое. Ведь камень – неисчерпаемый источник вдохновения и неизбитых идей, та самая сфера, где нет предела совершенству. Но в то же самое время какова бы ни была техника изготовления произведения камнерезного искусства, ею движет все та же цель, какая вдохновляла древнеримских мастеров, корпевших месяцами в свете масляной свечи на изумрудной геммой. Пусть камень – дитя Природы, и нам, людям, он достается «напрокат», неизменно переживая своих зодчих – но лишь под рукой камнереза холодный кусок самоцвета обретает душу, а безвестный мастер – вечную жизнь.
Показать все камнерезные авторские работы |