Когда речь заходит о той или иной стране, наше воображение автоматически услужливо подбрасывает нам устоявшиеся ассоциации, из которых и складывается обычно образ державы для иностранца. Испания – солнце, кастаньеты, фламенко; Англия – дождь, чай с молоком, «Боже, храни королеву»; Голландия – сыр, тюльпаны, фахтверк… Мы можем не знать, как выглядит флаг и кто изображен на банкнотах той или иной республики или королевства – но негласные, однако известные всем и каждому символы, обозначающие вехи повседневной жизни, вспомним непременно. Однако, как ни странно, то, что припомнит иностранец, коренному обитателю покажется скорее всего наивным и устаревшим – ведь изнутри все видится по-другому, и вряд ли иной россиянин всерьез ассоциирует Родину с деревянными матрешками, балалайкой, медведем и краснозвездной шапкой-ушанкой; но мы непременно подумаем о роще тонких берез, о безбрежном, светло-голубом небе, о вкусе малины и яблок в бабушкином саду и… о неком полудрагоценном камне, который издавна столь тесно связан с нашей страной, что уже кажется от нее неотделимым.
Из досье:
малахит – водная углекислая соль меди. Твердость 3,5-4,0 по шкале Мооса, плотность 4,0 г/см3, блеск шелковистый, стеклянный. Другие названия: медная зелень, павлиний камень, атласная руда, муррин.
Как ни странно, малахит появился вовсе не в России – первые шаги его по планете были сделаны в незапамятные времена, когда у людей неолита он считался не декоративным материалом, а ремесленным инструментом: из растертого в порошок малахита, смешанного с содой, азуритом, соком акации и другими природными связующими, прежде всего изготавливали яркую зеленую и голубую краску. Ей древние египтяне подводили глаза, окрашивали стекло, расписывали ритуальные предметы и стены зданий; о яркости этих красителей, немеркнущих спустя много веков, до сих пор ходят легенды. Однако, хотя самой старой малахитовой поделке 10500 лет, изначально этот камень не считался драгоценным – помимо красок, с его помощью также начали добывать ценную медную руду и не жалея выпаривали малахит, чтоб получить еще немного дорогой меди. Впрочем, несмотря на это делали из зеленого минерала и бусы, и амулеты, и мозаичные орнаменты. Интересный факт: чтоб тайно провезти в Индию добывавшиеся в Египте изумруды, их скрывали в малахитовых перстнях. В Греции времен Александра Македонского малахит появляется после посещения последним стран Востока; результат – Греция, а затем и Рим не на шутку увлеклась как малахитовыми украшениями, так и отделкой залов и галерей малахитовыми пластинами. Одно из семи чудес света – храм Артемиды-Дианы в Эфесе – обладал гигантскими облицованными малахитом колоннами; некоторые источники утверждают, что после разрушения храма колонны были каким-то образом перевезены в Константинополь и использованы для Софийского собора.
К началу Средневековья богатейшие запасы малахита восточных стран почти иссякают, после чего камень быстро переходит в разряд редкостей и растет в цене.
В Индии уже во времена Средневековья малахитовая мозаика украшает знаменитый Тадж-Махал; в Китае династии Мин цветами из малахита отмечали головные уборы императриц. В Европе изредка встречаются малахитовые перстни, крестики, серьги; малахит становится амулетом, которому приписывают такие фантастические свойства, как способность сделать хозяина невидимым или научить его языку животных.
Но расцвет «малахитовой» истории связан с Россией, где в 18-м столетии находят на Урале наряду с прочими самоцветами источники богатейших залежей «медной зелени». Сначала русские аристократы всерьез увлеклись минералогическими коллекциями, где главенствующую роль занимали разнообразные кристаллы малахита – целые комнаты отдавались под «модную болезнь», от которой лихорадило высшее общество. Потом, с открытием гранильных фабрик, из малахита начали изготавливать целую гамму великолепных крупномасштабных изделий – торшеров и ваз, чаш и ламп, каминов и колонн, столешниц и мозаик; это не считая многочисленных мелких предметов быта, создание которых стало на Урале одной из крупных статей дохода. Брошки, бусы, серьги, кольца, пасхальные яйца, шкатулки и подсвечники резали почти в каждом доме; а в больших городах дворяне и промышленники соревновались за право обладать самым интересным собранием малахитовых безделушек. Известнейшая коллекция в несколько сотен экземпляров, от табакерок до гребней, от часов до светильников, собралась у Н. Демидова – производителя и ценителя малахита в одном лице; именно благодаря ему немалая толика русского малахита попала в Европу, и Франция, Италия и Англия также увлеклись зеленым камнем, инкрустируя им сервизы и столовое серебро, изготавливая из него камеи и броши, дополненные бриллиантами и изумрудами. малахитом облицовывали и интерьер – на сегодняшний день в России целиком сохранился лишь малахитовый зал в Эрмитаже, богато декорированный в технике русской мозаики, специальной техники, придуманной уральскими мастерами специально чтоб экономить драгоценный малахит, обклеивая основу тонкими пластинами узорчатого камня. «Жив» и отделанный малахитом гарнитур в личном кабинете Александра I в Царском Селе. Однако в свое время малахитом сверкало множество высокопоставленных домов – кабинет императрицы в Михайловском замке, дворец Демидовых и резиденции Юсуповых и Шереметьевых в Петербурге. В Эрмитаже до сих пор можно увидеть массу изделий, которые ранее служили цвету российской аристократии – каминных часов, подсвечников, канделябров, подставок для скульптуры, напольных ваз и чаш; особенно можно было украшать малахитом рабочие кабинеты – это малахитовые пресс-папье, чернильные наборы, бювары, коробки для бумаг, ручки для ножей и многое другое. Церковь тоже не оставила малахит своим вниманием – популярны были кресты и домашние лампады из малахита, зелеными колоннами и сегодня может похвастаться Исаакиевский собор; огромная малахитовая ротонда, в свое время стоявшая в Троицком соборе Александро-Невской лавры, ныне перенесена в Эрмитаж.
Безусловно, столь огромная популярность малахита была связана с уникальными внешними свойствами камня – это единственный минерал зеленого цвета, обладающий собственным неповторимым орнаментом. Окраска его приятно успокаивает взор – от голубовато-лиственного до густо-изумрудного, причем на поверхности камня расцветают будто нарисованные тонкой кистью неизвестного мастера необыкновенные узоры, то пейзажные, то произвольно расходящиеся сеткой радиальных наплывов. Считается, что чем больше на камне завитков, и чем ближе он по цвету к натуральной зелени, тем мощнее его магический фон. При всей своей красоте малахит достаточно хрупок – его надо беречь от падений, резких перепадов температуры, а чистить разрешается лишь мыльной водой и ни в коем случае не применять популярную ультразвуковую или паровую обработку.
Постепенно малахит стал доступен и более скромным покупателям – купцам, интеллигенции, мелкопоместным дворянам. Для широкого потребления производились так называемые большие и малые наборы – второй включал в себя разнообразные перстни, серьги, два ожерелья, кулоны, заколки для шляп, браслеты, пудреницу и табакерку, а также диадему; первый, помимо вышеперечисленного, состоял из оправленного в малахит зеркала, подсвечников, вазочки, бювара и ларца для драгоценностей. Самым ходовым товаром были малахитовые шкатулки, оклеенные внутри бархатом или атласом, с зеркальцем на внутренней стороне крышки. Покупателя, бравшего много малахитовых поделок сразу, непременно одаривали пасхальным яйцом из того же материала.
Со временем малахитовые богатства оскудели; в 20-х гг. малахит уже добывали исключительно на экспорт, после чего камень и вовсе «закончился». Сейчас разработка малахитовых рудников на Урале проходит вяло – разрабатывать в общем-то нечего, как будто Медной горы хозяйка, покровительница уральских рудокопов, в очередной раз закрыла свои кладовые от посторонних глаз. Поэтому малахит используется в основном для небольших изящных ювелирных украшений – как правило, кулонов, серег или колец, а также предметов интерьера, таких как настольные наборы, шкатулки, картины флорентийской мозаики, столешницы журнальных и чайных столиков, которые обычно оформляют в классическом стиле, повторяя нарядные изделия дворцов и поместий прошлых веков.
Лечебные свойства малахита известны давно, причем более всего он полезен при различных заболеваниях кожного покрова – аллергий, крапивницы, воспалений, прыщей. Лучше всего для очищения кожи носить малахитовые браслеты, а вот бусы из зеленого камня помогут, если ваши волосы стали тусклыми и секущимися, или вы хотите ускорить их рост. Кроме того, подвеска, кулон или ожерелье из малахита полезны при астме и простудных заболеваниях. Зеленый крестик следует носить женщинам, готовящимся к избавлению от бремени – он сделает роды безопасными и облегчит их течение. Голубоватые разновидности малахита улучшают зрение и служат профилактикой при болезнях глаз – для этого предназначены малахитовые серьги, пригодится и крупное изделие или кристалл, на который вы будет регулярно падать ваш взгляд в течение дня. А страдающим ревматическими приступами рекомендуют накладывать на ноющие части тела малахитовые пластинки. Желудочные колики также подвластны влиянию малахита. Отметим, что малахит помимо всего прочего понижает радиационный фон местности, выводит из организма тяжелые элементы и полезен при раковых опухолях, и особенно при раке крови.
Как талисман малахит использовался даже тогда, когда добыча его упала почти до нуля. Например, его привязывали к колыбели, чтоб малыша не тревожили неприятные сновидения или злые духи. Носили кусочки малахита те, кто работал на большой высоте (например, строители на лесах) – считалось, камень предохраняет от непредвиденной потери равновесия и падения; сегодня его точно так же можно посоветовать промышленным альпинистам, летчикам, любителям парашютного спорта и дельтапланеризма. Особую силу малахиту придает выгравированное на нем изображение солнца – такой талисман становится преградой от всего, что способно причинить человеку вред, включая ядовитых змей и насекомых и колдовские чары. К женщинам, мечтающим о толпах поклонников, малахит притянет их в количестве даже избыточном; представительницам прекрасного пола рекомендуется не оправлять малахит в золото, иначе мужское внимание будет чрезмерным и агрессивным. Хорош малахит и для людей одиноких – к ним он привлечет новых и верных друзей, поможет органично влиться в новую компанию и наладить общий язык с любым незнакомым человеком. Очень полезен малахит творческим личностям – художникам, писателям, музыкантам, особенно если оправой ему послужит медь. А вот артистам, чтоб добиться вершин успеха в карьере, надо носить малахит в обрамлении светлых металлов – серебра, платины или даже алюминия. Астрологически малахит подходит почти всем; особенно показан он Козерогам, Весам, Девам и рожденным в мае и июне.
Увы, сегодня далеко не в каждом доме можно встретить вещицу из малахита – ушли в прошлое неистовые коллекционеры «зеленых драгоценностей», не осталось на Урале гордящихся ремеслом отцов и дедов малахитчиков. Но не зря у любого русского человека при взгляде на изумрудно-зеленую шелковую гладь малахита, будь он «дворцовым» или «народным», просыпается в душе что-то смутно знакомое – зеленые извивы малахита интуитивно кажутся родными и никогда не надоедают, даже если целиком окружить себя подобными предметами. И если вам представилась возможность приобрести изделие из настоящего уральского малахита, не упустите ее - камень этот будто подпитывает энергией находящихся рядом, приносит удачу и денежное благополучие, не зря же называли его на Руси «исполняющим желания». Но и без своих волшебных качеств малахит хорош – будь то пепельница или шар, сережки или ваза, он неизменно освещает жизнь своих хозяев мягким зеленоватым сиянием, принося в жилище то ли отблеск королевской пышности, то ли благословение Хозяйки медной Горы.
Каталог всех изделий из камня малахит
Каталог всех изделий из камней-самоцветов
|